ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ ПОЛУЧИЛ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЗ-ЗА ПЛОХОЙ ДОРОГИ

1. Господин Н ехал вечером по одному из городских проспектов на своей иномарке. Дорога была хорошо освещена уличным освещением и светом фар как встречных, так и попутных машин. Внезапно переднее левое колесо как будто наткнулось на неведомое препятствие.
Автомобиль резко развернуло и выбросило с дороги на разделительную полосу. Только чудом встречные автомобили успели обогнуть неожиданно возникшее перед ними препятствие или притормозить. У автомобиля г-на Н буквально оторвало колесо, попавшее в открытый канализационный люк, сорвало с места двигатель и коробку, изуродовало все элементы подвески. По счастливой случайности сам Н не пострадал, хотя после происшедшего у него долго тряслись руки. Ремонт автомобиля обошелся в несколько тысяч долларов.

2. Гражданин Х не заметил яму, расположенную на вершине крутого подьема. Автомобиль резко подбросило и сразу потащило влево к обочине дороги. Выйдя на ватных ногах из покосившейся на левый бок машины Х увидел разорванную покрышку левого колеса на треснувшем диске из легкосплавного металла. Из под машину почти струей потекло горячее масло. Яма, в которую попал Х имела длину, равную ширине проезжей части, ширину в 60 — 70 см и глубину более 20 см. Видно было, что в данном месте прокладывали какой-то кабель или трубу, вскрытый асфальт присыпали песком, который быстро осел или же его развеяли колеса проезжающих машин. Элементы подвески на автомобиле Х сместились назад — колесо стало задевать подкрылок. От удара лопнул корпус коробки передач

3. Автомашина господина К на большой скорости влетела в вырубку на асфальте одной из улиц города. Машину от сильного удара выбросило на встречную полосу прямо под колеса рейсового автобуса. К получил травмы средней степени тяжести, автомобиль же был годен только к списанию в утиль. Вырубка на дороге была сделана ремонтниками и далее по пути движения К их было еще больше. Таким образом, ремонтники создавали фронт работ для асфальтоукладчика. Естественно, ни одна из сделанных ими ям не имела ограждения или хоть какого-либо обозначения, а с дороги, особенно из легковых машин с низкой посадкой такие ямы почти не заметны.

Многие из водителей, наверное, попадали в подобные ситуации, если не они сами, то их родственники, знакомые или соседи по гаражу, стоянке.

Итак, что конкретно делать, если вы попали в аварию из-за плохих дорожных условий, разгильдяйства дорожников, отсутствия соответствующих дорожных знаков, обозначающих ямы или места проведения ремонтных работ. Следует помнить, что полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по каким-либо долгосрочным или разовым договорам.
В соответствии с правилами дорожного движения эти должностные лица и организации обязаны принимать меры к обозначению мест проведения работ, мест повреждения дорожного полотна в результате каких либо иных причин.
Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки дублируются. Согласно действующего в стандарта максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине — 15 см., по ширине — 80 см., по глубине — 5 см.
Все что больше этих размеров хотя бы по одному параметру — должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно!

Итак, какие конкретные действия вы должны предпринять, попав в подобную ситуацию на первом этапе:
• вызвать сотрудников УПМ для оформления факта дорожно-транспортного происшествия;
• не трогайте (вообще не сдвигайте) пострадавший автомобиль, пусть находиться в таком виде, как попал в яму или открытый люк;
• еще до прибытия сотрудников УПМ постарайтесь найти двух — трех свидетелей, запишите их ФИО, домашние адреса, телефоны. Свидетелями могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе и родственники, но лучше, если это будут проходящие мимо люди. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков;
• когда прибудут сотрудники УПМ примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела — размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола – Вы имеете на это право;
• независимо от самочувствия и наличия или отсутствия видимых травм обратитесь в поликлинику по месту жительства или травматологический пункт (работает круглосуточно в ГКБ№4 г.Бишкек). Не исключено, что у вас есть скрытые травмы, сотрясение мозга и т.п. Не отказывайтесь от больничного листа. Помните, что если вам нанесены телесные повреждения среднего или тяжёлого характера — против виновников аварии возбуждается уголовное дело;
• когда УПМ оформит документы, постарайтесь снять с них копии, а то возможны сговоры в дальнейшем, чтобы пропали показания свидетелей, изменились схемы. Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в группе разбора и обязательно придите туда лично и обязательно со своим адвокатом;

На первом этапе (оформление ДТП и получение нужного вам заключения) возможно могут встретиться следующие трудности и что делать:
— дорожные службы, получив информацию из УПМ о происшедшем, стремятся уничтожить следы своей деятельности – возможно, что ямы уберут за считанные часы. Поэтому, чтобы оставить у себя доказательства желательно сфотографировать место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и запастись дополнительными свидетельскими показаниями.
— сотрудники УПМ могут проявить полное равнодушие и в установленные законом сроки не выдать вам справки о ДТП, не искать виновных дорожников. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности лиц (или отказать в данном решении), сообщить вам их юридический и физический адрес, и если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен крупный материальный или имеются пострадавшие), прокурор сам обязан направить дело в суд.
— УПМ приняло решение, что а аварии виноваты не дорожные службы, а вы сами. Возможно вынесение такого заключения, что вы сами не справились с управлением, переваливая тем самым вину на вас. В этом случае такое решение можно обжаловать в вышестоящей организации УПМ или сразу в суде. Здесь вам как раз и пригодятся свидетели и фотографии, сделанные на месте аварии.

Но вот все нужные вам решения получены, УПМ признало, что вы не виновны в ДПТ (оно произошло из-за плохой дороги) или оставило это на усмотрение суда, то вы приступаете ко второму этапу — возмещению причиненного вам ущерба.
Законы говорят, если в ДПТ нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред подлежит возмещению в полном объеме и без каких-либо ограничений лицом или организацией, причинившей этот вред. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Согласно ГК КР не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего. Например, суд признает, что вы, как пострадавшее лицо из-за плохой дороги имели возможность избежать аварии, но проявили грубую неосторожность. В этом случае суд может уменьшить размер возмещения, выплачиваемого вам виновниками. Однако, если в ДТП пострадали люди, при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарства, восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок и т.п.) вина потерпевшего не учитывается и оно (возмещение) выплачивается в полном объеме.
Как возместить ущерб в результате ДТП:
— выясните, является ли организация — ответчик юридическим лицом. Если она является лишь территориальным подразделением, то претензии предьявляются вышестоящей организации;
— проведите калькуляцию причиненных вашему автомобилю повреждений в специализированной оценочной организации, имеющей право на проведение оценки;
— вызовите телеграммой с уведомлением ответчика за несколько дней до проведения экспертизы указав в ней место и время ее проведения. Копию телеграммы сохраните для суда;
— пошлите виновнику ДПТ требование о возмещении ущерба с предложением добровольно возместить ущерб заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложенных дел. К требованию приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол УПМ, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.);
— если в течение месяца после отправки требования ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб в добровольном порядке — подавайте в суд иск. Помните, что многие организации требуют подавать иск в суд зачастую не потому, что они не хотят возместить ущерб, а потому, что только таким образом они могут официально списать деньги со своего счета для выплаты вам. Их даже не смущает то, что им придется дополнительно оплачивать государственную пошлину, судебные расходы и услуги адвоката, если вы его наймете.

 

Образец искового заявления в суд

В Первомайский суд города Бишкек

Истец: Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: 123457 с.Пригородное, ул.Саякбая, 45
Ответчик: организация «ДорРемСтрой», г.Бишкек, ул. Камская, 450

Исковое заявление о возмещении материального и морального ущерба
в результате ДПТ на сумму 100 000 (сто тысяч) сомов

30 августа 20____ года в 22 часа 35 минут, я, гражданин Иванов Иван Иванович, на принадлежащем мне автомобиле марки «______» гос.номер _______ двигался по боковой дорожке проспекта ____в восточном направлении с разрешенной в данном месте скоростью 40 км/час в районе универмага –«________» неожиданно автомобиль попал в скрытую от обзора и плохо заметную с водительского места дорожную канаву.
В результате удара автомобиль получил следующие повреждения: — значительные деформации элементов подвески переднего правого колеса, — излом колесного диска, — разрыв покрышки и камеры, — смещение двигателя и коробки передач со штатных креплений, — согнуты лонжероны в передней части автомобиля, что подтверждается соответствующими актами и документами.
При осмотре места происшествия выяснилось, что канава представляла собой траншею, вырытую для прокладки силового кабеля через дорогу. Мною на место аварии были вызваны работники УПМ, которые составили соответствующие протоколы и схему места происшествия.
На момент аварии знаки, предупреждающие об аварии и освещение данного места отсутствовали, траншея имела размеры 120 х 45 х 30 см, что явно выходит за максимально допустимые по ГОСТу размеры. (Согласно ГОСТ максимально допустимые размеры выбоин, просадок, не засыпанных канав и т.п. составляют: по длине — 15 см, ширине — 80 см, глубине — 5 см).
Работы в данном месте проводил ответчик и он же отвечает за состояние дорог в данном районе Бишкека. По мнению работников УПМ и свидетелей данная траншея была не полностью засыпана после прокладки силового кабеля из-за нехватки грунта и по вине дорожных рабочих и их руководства не огорожена и не освещена.
Истец просит пригласить в суд в качестве свидетелей данного происшествия: — Иванову Ирину Николаевну, мою супругу, проживающую по моему адресу и находящуюся в момент ДПТ со мной в машине, — Николаева Игоря Васильевича, проживающего по адресу: ________, непосредственного свидетеля аварии — он является жителем соседнего дома и в момент аварии прогуливался с собакой рядом с этим местом, — Молдокадырова Азиза, проживающего по адресу: ___________, который на своем автомобиле «Москвич-2141» ехал непосредственно за мной.
В результате аварии я понес убытки в следующих размерах:
— ремонт автомобиля в размере _____ сомов,
— оплата автотехнической экспертизы по составлению калькуляции в размере ____ сомов,
— оплата транспортировки поврежденного автомобиля с места аварии на постоянную стоянку а затем в оценочную фирму и в ремонтную мастерскую в размере _____ сомов,
— оплата услуг юридической консультации в размере _____ сомов,
— оплата телеграмм — уведомлений, посланных ответчику в размере ____ сомов.

Кроме того, я понес значительные физические и нравственные страдания и бытовые неудобства, связанные с временным ограничением возможности пользования своим автомобилем. Я проживаю за городом и отсутствие автомобиля резко увеличило время, необходимое для переездов к месту работы, потребовало дополнительного расхода денежных средств, нарушило планы на отдых, связанные с поездкой на автомобиле.
Моральный ущерб я оцениваю в _____ сомов.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ГК КР, так как на данном участке дороги ответственным за его состояние является ответчик (Закон КР «О безопасности дорожного движения») и именно эта организация проводила работы в данном месте, я прошу суд взыскать с ответчика в мою пользу материальный ущерб в размере 1000 000 (сто тысяч) сомов, а также в соответствии с ГК КР моральный ущерб в размере _________ сомов. Всего ___________ сомов. Кроме того, на основании ГПК КР прошу взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере _______ сомов.
Приложение:
1.Справка УПМ о ДТП — 1 экз. на 2-х листах.
2.Протокол осмотра места происшествия — 1 экз. на 2-х листах.
3.Акт осмотра транспортного средства (калькуляция) — 1 экз. на 3-х листах.
4.Фотографии поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТП — 6 фотографий.
5.Далее перечисляются все документы (квитанции, чеки и т.д.) подтверждающие ваши расходы по составлению калькуляции, перевозке, ремонту, почтовые квитанции и т.д.

Если вы успели провести ремонт автомобиля и расходы на него оказались выше, чем по калькуляции, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде, вы вправе потребовать, чтобы на суммы, указанные в иске накладывали проценты, равные процентной ставке Национального Банка КР.
Кроме того, если вы наняли адвоката для участия вместе с вами в судебных заседаниях — требуйте возмещения и этих расходов.

Комментарии закрыты