ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЯ ПО ДОВЕРЕННОСТИ. КАКОВЫ ОПАСНОСТИ

Указанная доверенность выдается продавцом, фамилия которого указана в паспорте транспортного средства, и при этом само «доверенное лицо» уплачивает продавцу цену за автомобиль, как правило, выдавая продавцу расписку,

Парадокс состоит в том, что именно выдача доверенности позволяет при желании в спекулятивных целях оспорить совершение сделки купли-продажи. Как показано ниже, такое желание вполне может возникнуть у заинтересованных лиц по разным причинам через весьма значительное время.

При отсутствии доверенности, не было бы сомнений, что между указанными лицами совершается сделка купли-продажи автомобиля. Вручение вещи – место имеет. Уплата рыночной цены товара – происходит (элемент возмездности). Воля сторон именно на переход права собственности также имеет место. Это обстоятельство подтверждается не только самим жаргонным названием происходящего — «продажа по доверенности», но и дальнейшим поведением сторон, одна из которых перестает интересоваться судьбой выбывшего имущества.

Даже форма сделки соблюдена. Согласно ГК, если моменты совершения сделки и ее исполнения совпадают, то препятствий для продажи автомобиля любой стоимости в устной форме нет, Строгую картину законной купли-продажи портит факт выдачи доверенности. Выдача доверенности сама по себе односторонняя сделка. При этом выдающее доверенность лицо полагает себя собственником автомобиля и распоряжается им. Получается следующий казус. Если доверенность выдана до уплаты денег и передачи вещи, то такую доверенность нельзя считать недействительной, но ее действие прекращается с утратой доверителем права собственности на автомобиль, т.е. через несколько минут после выдачи.

Если же к нотариусу стороны обратились после фактической продажи автомашины, то доверенность изначально ничтожна и не должна использоваться. Впрочем, ее незаконное использование новым собственником для целей регистрации своего возникшего на основании устной сделки права на автомобиль в органах ГРС не наказуемо, т.к. нет никакого злоупотребления, а для прежнего собственника именно такой исход наиболее благоприятен.

Казалось бы, вышесказанное только подтверждает безвредность для сторон «продажи по доверенности». Однако это утверждение справедливо только до тех пор, пока между сторонами сделки не возникает спор о праве на вещь или, что случается гораздо чаще, вопрос установления владельца встает перед судом при причинении вреда третьим лицам означенным средством повышенной опасности.
В силу ГК обязанности по возмещению вреда возлагаются на его владельца. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям, включая наличие доверенности на управление транспортным средством.

Для иллюстрации сказанного, рассмотрим следующий распространенный случай. Автомобиль причиняет вред здоровью гражданина. При этом водитель скрылся с места происшествия, или оказался несовершеннолетним, или срок его доверенности истек, или возникло недействительное передоверие, или … достаточно длинный перечень возможных вариаций на эту тему может продолжить сам читатель.
По регистрации потерпевшие разыскивают последнего зарегистрированного этим органом собственника и вчиняют ему иск. Надлежащий это окажется ответчик или ненадлежащий будет устанавливать суд, но к гражданскому процессу или даже к уголовному (в качестве гражданского ответчика) последний зарегистрированный собственник будет привлечен обязательно.

Таким образом, хлопоты лицу, «продавшему автомобиль по доверенности» обеспечены. Конечно, если первый покупатель окажется добросовестным гражданином и подтвердит факт покупки и перехода права собственности на него, то больших проблем у продавца быть не должно. А если первый покупатель отказывается признать себя собственником ? А если он утверждает, что понятия не имеет, каким образом автомобиль, которым он действительно когда-то пользовался по доверенности, попал к водителю, совершившему аварию? Тогда продавцу придется звать свидетелей, если таковые найдутся, и объяснять суду, что доверенность была притворной. Не исключено, конечно, что суд примет позицию продавца, но равновероятно, что отвергнет. А если зарегистрированный собственник не только не помнит фамилии и адреса покупателя, но и нотариуса, заверявшего доверенность, запамятовал? Тогда дело совсем плохо. Презумпция, установленная ГК, требует именно от зарегистрированного собственника доказательств того, что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий третьих лиц. Доказательств!

А какие могут быть доказательства, когда первое звено цепи последовательного владения автомобилем, на которое хотелось бы переложить ответственность, недоступно, а последние звенья, например, просто не дают суду показаний о процедуре получения транспорта в пользование? Разве, что состоится приговор по уголовному делу об угоне. Это окажется спасением. Правда, последнее в силу уголовной презУПМции невиновности весьма маловероятно, т.к. в большинстве случаев не окажется заявителя. Но зато, если водителя оправдают, то возникнет негативная для нашего ответчика преюдиция и возмещать вред придется уже неизбежно; причем, иногда, например, при наступлении у потерпевшего инвалидности — пожизненно.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой.
«Вот это номер!» — скажет читатель, на котором «висит» пара автомобилей: «Тут не до налогов».
Три года – предельный срок действия доверенности. После истечения срока действия доверенности, переданный автомобиль начинает находиться во владении нового собственника, но не оформленным в установленном законодательством порядке. А потому новый владелец без участия «старого» не имеет права ни ездить по дорогам, ни пройти техосмотр, ни снять автомобиль с учета. При этом он не обязан вернуть автомобиль зарегистрированному собственнику, однако если продолжит эксплуатацию, то совершит правонарушение.

Существуют целых три различных варианта поведения зарегистрированного «собственника».

Во-первых, можно провести самостоятельный розыск приобретателя и узаконить с его участием имевшие место правоотношения в установленном порядке. Это наиболее правильный и рекомендуемый вариант. Правда, услуги по частному розыску недешевы, а милиция помогает только в гражданском розыске пропавших людей.

Во-вторых, можно снять автомобиль с учета для утилизации. От налогов субъект, утилизировавший неизвестно где в действительности эксплуатирующийся автомобиль, освободится. Но при этом гражданин-утилизатор своим заявлением подтверждает тот факт, что на момент его подачи он полагает именно себя владельцем автомобиля. Соответственно он должен смириться со всеми вытекающими и описанными выше рисками, подстерегающими владельца средства повышенной опасности, по своей вине утратившего контроль над ним. Следует отметить, что снятие автомобиля с учета по названной процедуре не затронет прав приобретателей. Они всегда смогут восстановить свои права на автомобиль и поставить его на учет.

Последний вариант поведения может быть рекомендован для использования на практике в тех случаях, когда нет никакой возможности найти покупателя, а рисковать имуществом, навечно оставаясь последним зарегистрированным владельцем средства повышенной опасности, не хочется. Возможно установить факт продажи автомобиля в судебном порядке, а затем снять автомобиль с учета на основании решения суда. Трудность создания подобного прецедента состоит в том, что в гражданском процессе судами обычно устанавливаются т.н. «позитивные» факты: например, факт наличия права собственности. Но в данном случае нет законодательных препятствий и для установления «негативного» факта утраты этого права при конкретных обстоятельствах.

Комментарии закрыты