ВСЕ О ШТРАФНЫХ СТОЯНКАХ И ЗАДЕРЖАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

Существует большое число нормативных документов, ведомственных приказов и инструкций, определяющих основания, порядок задержания, помещения на штрафную стоянку и хранения задержанного транспортного средства. Так как многие автовладельцы слабо знают эти документы и зачастую не знают свои права и обязанности, а также права и обязанности сотрудников УПМ и работников штрафных стоянок в отношении вас и вашей собственности, то я попытаюсь в относительно популярной форме восполнить данный пробел.
Основания для задержания транспортного средства
Транспортное средство может быть задержано на основании статей Кодекса КР «Об административной ответственности» в следующих, четко оговоренных случаях:
• имеются достаточные основания полагать, что водитель находиться в состоянии опьянения;
• у водителя отсутствуют при себе документы, предусмотренные Правилами дорожного движения;
• транспортное средство имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);
• на зарегистрированном транспортном средстве (включая прицепы грузовых автомобилей) отсутствуют или являются подложными государственные регистрационные знаки;
• подозрение в угоне авто.
Все, больше никаких причин задержания и помещения на стоянку транспортных средств нет. Напримре, законом отмечено, что за управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр налагается штраф, однако само транспортное средство при этом не задерживается.
Могут быть задержаны и помещены на специальную стоянку, в том числе и штрафную (если нет места на других или они отсутствуют в данном районе), транспортные средства участников ДТП для последующего проведения экспертизы. Если же проводить экспертизу не предполагается, то автомобили помещаются на специальную стоянку (в том числе и штрафную) только в том случае, если владельцы не могут самостоятельно обеспечить их сохранность погибли или находятся в больнице.
Кроме того, помните, что вашу машину не могут эвакуировать до тех пор, пока не доказано, что вы находитесь в нетрезвом состоянии, то есть вас не доставили в медицинское учреждение или в наркологический диспансер, не взяли анализы и не провели исследование. Только после того, как сопровождающие вас сотрудники УПМ получили заключение врача, происходит вызов эвакуатора.
Что касается документов. Согласно статьи ПДД водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции (в присутствии штатных сотрудников милиции) для проверки:
• водительское удостоверение и временное разрешение на право управления ТС;
• временное разрешение (в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения) на право управления ТС;
• регистрационные документы на ТС;
• документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным ТС (доверенность) в случае управления им в отсутствии его владельца;
• в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Как видим, временное разрешение, несмотря на его незаконность, после отмены балльной системы учета нарушений, до сих пор остается в списке документов, необходимых для водителя и предъявляемых милиции.

А если УПМ кажется, что ваши права поддельные посоветуйте ему составить протокол об изъятии водительского удостоверения для проведения экспертизы. До официального заключения экспертов о подлинности документа или о наличии признаков подделки никто не имеет права вас и пальцем тронуть, тем более ваш автомобиль. А заключение экспертизы можно ждать и несколько недель. Все это время будете спокойно ездить по временному разрешению.

Теперь, что касается неисправностей тормозной системы, рулевого управления и т.д. На практике это не применяется. Дело в том, что на дороге доказать наличие этих неисправностей практически невозможно. Да и выедет на дорогу без тормозов и руля разве что самоубийца. Если ваш автомобиль хотят арестовать по данному поводу то первым делом задайте УПМшникам вопрос каким образом они это смогут доказать без технических средств, а вы сможете устранить их замечания. Предложите также им проехать на площадку, предназначенную для проведения технического осмотра. Нонсенс в законодательстве — из-за неисправных тормозов машина попала на штрафстоянку, и пока они не будут отремонтированы, она оттуда не уедет. Вместе с тем тормоза не могут быть отремонтированы, пока машина находиться на штрафстоянке. Выход один цеплять машину на жесткую сцепку или помещать на эвакуатор и тащить к месту ремонта.

Что касается отсутствия номеров.

Именно номеров обратите внимание на множественное число. Часто бывает, что на автомобиле или прицепе отсутствует один номер украден, потерян в результате ДТП. В этом случае угроза задержания автомобиля также не законна. В законе четко отмечено, что машина задерживается только при отсутствии государственных регистрационных знаков обратите внимания на множественное число.

Порядок задержания транспортных средств
Непосредственно порядок задержания транспортных средств определяется многочисленными милицейскими инструкциями и приказами. Все эти документы написаны тяжеловесным, казенным языком и не так интересны. Основное, что должно вас интересовать на месте задержания должен быть в обязательном порядке составлен протокол об административном правонарушении и копия данного протокола должна быть выдана вам на руки. Есть очень важная особенность в оформлении всех бумаг, но об этом чуть позже.

Порядок помещения транспортного средства на специальную стоянку
Сначала официоз. Как уже упоминалось выше, при задержании автомобиля составляется протокол задержания транспортного средства, который оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается владельцу (водителю), второй остается у инспектора. К протоколу прилагается опись транспортного средства и находящегося в нем имущества в произвольной форме. В протоколе также указывается адрес стоянки, на которую будет помещен автомобиль. Задержанный автомобиль доставляется на специальную охраняемую стоянку в присутствии водителя (владельца) с использованием эвакуатора или же сотрудником УПМ самостоятельно при условии обеспечения сохранности автомобиля. Если штрафной стоянки нет, то закон позволяет доставлять ТС в дежурную часть территориального органа внутренних дел или же на площадку у стационарного поста милиции. Сотрудники УПМ в этом случае обязаны обеспечить сохранность автомобиля и его частей.

Владелец автомобиля имеет право забрать из салона, багажника и других мест автомобиля любое имущество и оборудование, которое он может унести с собой, например, комплект инструмента, личные вещи, покупки, магнитолу и т.д.

Комментарии. Обратите особое внимание на составление протокола. Если в нем найдете явные ляпы, неточности, неправильные данные лучше не говорить об этом до поры, до времени. Дело в том, что по существующему законодательству, административный протокол, составленный с нарушениями является недействительным. Потом, в дальнейшем это даст вам прекрасный шанс опротестовать задержание автомобиля в суде и вернуть все деньги до последнего тыйына. Ведь, если протокол составлен с нарушениями, то он недействителен, следовательно, наложенное на вас взыскание неправомерно. Но на приложение к протоколу, точнее на опись транспортного средства обратите самое серьезное внимание.
Составляйте ее сами и в самом подробном виде. Обязательно запишите подробно все дополнительное оборудование автомобиля, все имущество салона, все вмятинки, царапины на кузове, состояние фар, стекол, зеркал и так далее. Не вредно будет записать показания спидометра, примерные показания указателя уровня топлива. Пишите все самым подробным образом. Тому, что автомобиль опечатывается, не верьте. Такой клейкой ленты у каждого работника стоянки километр в кармане.

Обязательно также впишите в протокол то, каким способом автомобиль был доставлен на штрафную стоянку. Если с помощью вызванного эвакуатора, то придеться оплачивать его стоимость. Если своим ходом, а за рулем может сидеть сотрудник УПМ или даже вы сами, а он рядом, то оплачивать стоимость эвакуатора вам не придется. К сожалению закон предписывает то, что если при эвакуации автомобиля он или груз будут повреждены, то сотрудники УПМ отвечают за нанесенный вред только в том случае, когда будет доказано, что автомобиль задержан не правомерно.

Вместе с тем, вполне реально обойтись без эвакуатора, а то и вообще избежать штрафной стоянки. Самая главная заповедь как только вас останавливают и вы понимаете, что вас может ожидать такое счастье, постарайтесь поставить автомобиль так, чтобы к нему невозможно было подьехать эвакуатору. И тут же предупреждение никогда не отдавайте ни под каким предлогом ключи от автомобиля сотрудникам УПМ или эвакуаторщикам. По закону вы совершенно не обязаны этого делать, тем более помогать эвакуировать свой автомобиль. Если вы поставите его так, что к нему не подобраться эвакуатору и не отдадите ключи от машины, то никто также не имеет право заставить вас отьехать от этого места, таких законов просто нет.
Если вдруг в багажнике окажется толстая цепь или металлический трос с большим замком можете приковать машину к любому столбу или забору, как бы ни скрипели зубами УПМшники. Пусть угрожают как хотят, законов о привлечении вас к какой-либо ответственности за то, что вы не отдали ключи, не передвинули автомобиль так, чтобы к нему подьехал эвакуатор и т.п. просто не существует. Единственно не хватайте УПМшников за руки или одежду, то есть не оказывайте им сопротивления. При таком раскладе они просто вынуждены будут записать в протоколе, что автомобиль оставлен по такому-то адресу. Вам дадут расписаться в протоколе об этом и в том, что УПМ не отвечает за оставленный автомобиль.

Порядок выдачи и оплаты хранения задержанных транспортных средств

Разрешение о выдаче задержанного транспортного средства со штрафной стоянки принимает сотрудник УПМ. Выдача машины со спецстоянки владельцу или его доверенному лицу осуществляется под расписку после оплаты им стоимости транспортировки (эвакуации), хранения, расходов по приему и выдаче транспортного средства при предъявлении Направления с соответствующей резолюцией органа УПМ.
Все специальные стоянки несут материальную ответственность за сохранность помещенного на них автомобиля. Если за время хранения на штрафной стоянке пропала указанная в Направлении часть автомобиля или он получил повреждения, причиненный ущерб можно взыскать с владельцев стоянки через суд.
Образцы жалоб, заявлений, исков

Директору специальной стоянки, Г-ну Ормушеву И. от гражданина Иванова К.А.
З А Я В Л Е Н И Е
29 сентября 2008 года принадлежащий мне автомобиль марик «_____» _______ года выпуска государственный регистрационный номер _____ был доставлен на вверенную вам специальную штрафную стоянку сотрудниками УПМ г.Бишкек. _____ 20_____ года я устранил причины задержания автомобиля и получил на Направлении все необходимые подписи дежурного по отделению УПМ для выдачи мне автомобиля. Однако сотрудники стоянки не выдают мне автомобиль, требуя оплаты за услуги по хранению. Так как я являюсь студентом и не имею заработка, прошу выдать мне автомобиль бесплатно. Обязуюсь впоследствие оплатить услуги по хранению автомобиля.
Дата, подпись
На этом заявлении необходимо получить резолюцию. Скорее всего она будет отрицательной. Далее лично направляетесь в прокуратуру к дежурному прокурору.

В прокуратуру г. Бишкек от гражданина Акрамова К.А.
З А Я В Л Е Н И Е
29 сентября 2007 года принадлежащий мне автомобиль марки «_______» ______ года выпуска государственный регистрационный номер ________ был доставлен на специальную штрафную стоянку сотрудниками УПМ г.Бишкек. _________ года я устранил причины задержания автомобиля и получил на Направлении все необходимые подписи дежурного по отделению УПМ для выдачи мне автомобиля. Однако сотрудники стоянки не выдают мне автомобиль, требуя оплаты за услуги по хранению. Так как я являюсь студентом и не имею заработка, то в настоящее время выкупить автомобиль я не имею возможности. Вместе с тем, законодательство КР не связывает возврат мне задержанного автомобиля с фактом оплаты услуг по его хранению.

Тем более, что этих услуг я не заказывал и никакого договора с руководством штрафной стоянки не заключал. Кодекс КР «Об административной ответственности» прямо указывает, что автомобиль задерживается до устранения причин задержания. Причины задержания мною устранены, о чем имеется соответствующая резолюция УПМ на Направлении. Я предложил руководству стоянки оплатить стоимость хранения после появления у меня законных заработков, однако мне было отказано.
Таким образом, сумма за хранение непрерывно нарастает, что делает возврат мне автомобиля вообще нереальным. В результате меня незаконно лишают моей собственности без решения суда, а моя собственность незаконно удерживается в виде залога. И это несмотря на то, что я согласен оплатить стоимость хранения моей машины по 30 сентября 2008 года.
Прошу вас немедленно разобраться в данной ситуации и дать указания о немедленном возврате мне автомобиля.

Комментарии закрыты