ДОГОВОР ФРАНШИЗЫ, РИСКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

1. Шаг влево, шаг вправо…
Условия сотрудничества. Обычно правовладелец старается максимально ограничить возможность франчайзи вести самостоятельную деятельность и обязать его следовать программе, утвержденной франчайзером, что обстоятельно выписано в условиях договора.
Как бывает. Необходимость постоянного согласования всех действий с правовладельцем и практически абсолютное ограничение собственной инициативы значительно усложняет оперативное реагирование на изменения рынка. Кроме того, стратегии, принесшие успех франчайзеру, например, в столице, могут быть неэффективными в других регионах.
Возможный выход. Желательно максимально расширить возможность франчайзи самостоятельно принимать некоторые решения и корректировать предложенную правовладельцем стратегию развития. Желательно, чтобы пользователь имел возможность решать оперативные хозяйственные вопросы без согласования с франчайзером.

2. Запретная зона
Условия сотрудничества. Неподалеку от заведения пользователя неожиданно открывается еще одна торговая точка под той же вывеской, принадлежащая правовладельцу или другому франчайзи.
Как бывает. Когда на небольшой территории работают две идентичные торговые точки, чаще всего падение прибыли ощущают обе организации. Однако в данном случае правовладелец имеет большую свободу маневра – он может увеличить собственную прибыль, снизив цены по сравнению с конкурентом-франчайзи, либо увеличив ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Пользователь же, связанный условиями договора франчайзинга, где, как правило, жестко регламентирован ассортимент товаров, ответить на такие действия не может. Через некоторое время франчайзер может расторгнуть договор, и большая часть клиентов пользователя перейдет к нему.
Возможный выход. В договоре следует указать территорию, на которой не могут открываться торговые точки, использующие тот же торговый знак. За нарушение этого условия можно предусмотреть штрафные санкции.

3. Непредвиденные расходы
Условия сотрудничества. Нередко помимо основных франчайзинговых платежей правовладелец старается включить в договор обязанность пользователя оплачивать всевозможные дополнительные услуги: рекламные акции, маркетинговые исследования, обслуживание оборудования, разработку и усовершенствование программного обеспечения etc.
Как бывает. В итоге сумма всех платежей, которые обязан вносить франчайзи, может оказаться значительно больше предполагаемой до заключения договора. Соответственно рентабельность предприятия может быть значительно ниже планируемой.
Возможный выход. В договоре и его дополнениях необходимо четко и понятно для обеих сторон выписать порядок формирования и перечисления всех платежей. Если уклониться от дополнительных платежей невозможно, желательно указать их максимальный размер, предпочтительно – привязанный к прибыли пользователя за определенный период.

4. Право выбора
Условия сотрудничества. Часто правовладелец указывает в договоре перечень поставщиков, у которых пользователь обязан закупать сырье и материалы, а также перечень сервисных организаций, которым предоставляется эксклюзивное право обслуживать оборудование франчайзи.
Как бывает. Цены у поставщиков, предложенных правовладельцем, могут быть выше, чем аналогичные товары других трейдеров. Случается, что поставщики напрямую или через аффилированных лиц принадлежат владельцам компании-франчайзера, и обязанность пользователя закупать товар исключительно у них лишь увеличивает прибыль правовладельца.
Возможный выход. Желательно оговорить возможность пользователя проводить закупки товаров у разных поставщиков, при условии, что предлагаемая продукция будет проверена на соответствие требованиям правовладельца. Можно предусмотреть проведение экспертизы представителями независимой лаборатории или смешанной комиссией, состоящей из представителей пользователя и франчайзера.

5. Передай дальше
Условия сотрудничества. Пользователь заключает договор субфранчайзинга, передавая еще одному предприятию право работать под данным торговым знаком.
Как бывает. Если правовладелец не уполномочил пользователя заключать договоры субфранчайзинга, они, так же как и договоры субаренды, считаются недействительными. Соответственно прав на использование торгового знака или иных объектов интеллектуальной собственности правовладельца субфранчайзи не получает и может быть привлечен к ответственности вместе с первичным пользователем.
Возможный выход. Необходимо убедиться, что правовладелец уполномочил своего представителя – мастер-франчайзера заключать договоры субфранчайзинга, он осведомлен о сделке и не возражает против подписания контракта с четко указанным юридическим или физическим лицом. Желательно получить письменное согласие правовладельца на заключение договора субконцессии.
6. Сроки
Условия сотрудничества. Если в договоре не прописаны условия его расторжения и пролонгации, франчайзер может отказаться продлевать его действие и потребовать от пользователя прекратить работу под его торговым знаком.
Как бывает. Расторгнув или отказавшись пролонгировать договор франчайзинга, правовладелец может открыть собственную торговую точку и получить лояльных к торговому знаку клиентов, ранее бывших клиентами пользователя, которому придется снова начинать работать фактически с нуля.
Возможный выход. В договоре нужно тщательно расписать условия расторжения, желательно, чтобы для его прекращения необходимы были веские основания, например, факты продажи или производства продукции ненадлежащего качества, подтвержденные независимой лабораторной экспертизой. Также целесообразно постараться включить пункт об автоматической пролонгации срока действия договора, если франчайзи не нарушал условия договора, и к его работе со стороны правовладельца нет обоснованных претензий.

Комментарии закрыты