ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

При подписании трудового договора с новым сотрудником некоторые работодатели предлагают также ознакомиться еще и с должностной инструкцией. Часть новоиспеченных сотрудников удивляются: зачем, мол, она нужна – ведь все прописано в договоре. Другие подписывают, не читая и не придавая этому документу особого значения. Во многих случаях и работодатели игнорируют создание таких инструкций по разным причинам. Во-первых, составлять их необязательно (за исключением государственных учреждений), во-вторых, зачем «дублировать» трудовой договор, в-третьих, просто лень.

Разумеется, все основные права и обязанности работника закрепляются в трудовом договоре, но прописать абсолютно все служебные обязанности в его тексте довольно сложно, обычно они формулируются довольно размыто. Следствием этого являются конфликты между сотрудником и администрацией, вплоть до судебного разбирательства. Должностная инструкция – это тот документ, который может предотвратить все возможные разногласия сторон по поводу служебных обязанностей и максимально конкретизировать трудовую функцию работника.

Например, администрация увольняет сотрудника за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, которое выразилось в том, что сотрудник отчитывался о проделанной работе не в письменной форме, а в устной. В трудовом договоре просто указано: «должен отчитываться», в какой именно форме, не указано. Такое увольнение имеет все шансы быть признанным незаконным, поскольку доказать, что работник отчитался (не отчитался) в устной форме, практически невозможно.

Вот такая конкретика и должна содержаться в должностной инструкции. Главное отличие должностной инструкции от трудового договора состоит в том, что она является «обезличенным» документом, то есть утверждается не для данного конкретного работника, а для должности. Очень часто в коммерческих организациях существует один стандартный типовой трудовой договор для всех сотрудников, и при необходимости очень тяжело доказать, что работник действительно не выполнил свои обязанности.
Кроме того, при переводах сотрудников на другие должности серьезные изменения в трудовой договор обычно не вносятся, и получается: должность у работника новая, а обязанности у него старые. Куда удобнее один раз разработать (или заказать разработку договоров в юридической компании) должностные инструкции для всех должностей, и тогда при переводе сотрудника достаточно составить допсоглашение к договору из двух-трех пунктов и ознакомить его с должностной инструкцией, а не составлять фактически новый договор.

Обычно должностная инструкция состоит из нескольких разделов: «Общие положения», «Права», «Должностные обязанности» и «Ответственность».

В разделе «Общие положения» обычно указываются: наименование должности; квалификационные требования, предъявляемые к образованию и стажу работы сотрудника, замещающего данную должность; кому непосредственно подчиняется работник; порядок назначения и освобождения от должности; наличие и состав подчиненных; кто замещает работника во время его отсутствия и кого он может замещать); перечень документов, которыми работник обязан руководствоваться в своей деятельности (законодательные акты, локальные документы и т. д.). В данный раздел могут быть включены и другие пункты, уточняющие статус работника и условия его деятельности.

Раздел «Права» содержит перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает работник при исполнении возложенных на него должностных обязанностей. Здесь уточняются права работника с учетом специфики выполняемых должностных обязанностей, например, отражаются взаимоотношения работника с другими должностными лицами и структурными подразделениями организации, исходя из возложенных на него должностных обязанностей и полномочий.В разделе «Должностные обязанности» более подробно по сравнению с трудовым договором расписываются обязанности работника, которые возлагаются на него в соответствии с исполнением этих функций.

С разделом «Ответственность» все просто – тут указывается мера ответственности работника за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, другими локальными нормативными актами и трудовым законодательством КР. Разумеется, ничего выходящего за рамки действующего законодательства ни в одном разделе содержаться не должно, поскольку не будет иметь юридической силы.
Должностная инструкция разрабатывается лицом, уполномоченным на то руководителем организации, согласовывается с соответствующим правовым подразделением (юрисконсультом) организации, а при необходимости и с другими подразделениями организации и вышестоящим начальником, курирующим соответствующее направление деятельности сотрудника.

Согласованная и утвержденная должностная инструкция нумеруется, шнуруется, заверяется печатью отдела кадров и хранится в отделе кадров или в соответствующем подразделении в соответствии с установленным порядком. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенные копии, одна из которых выдается работнику, вторая – начальнику соответствующего структурного подразделения.

Уточнение прав сотрудника напрямую способствует качественному выполнению им своих обязанностей. Например, для выполнения задания начальника работнику нужно получить какую-то информацию из другого отдела или службы. Если он не имеет права на получение таких сведений, а коллеги их не предоставят, то наказать работника за невыполнение задания будет нельзя. Другой вопрос, если такое право закреплено в его должностной инструкции, но он им не воспользовался… Вот тут уже речь может идти и о применении дисциплинарного взыскания.

Главные преимущества наличия должностных инструкций в организации таковы. Невыполнение сотрудником положений должностной инструкции позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор и доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение обязанностей было наложено правомерно. Сотруднику, в свою очередь, будет проще отказаться выполнять не предусмотренную инструкцией работу.

Наличие должностных инструкций может сыграть важную роль и при приеме на работу: правомерность отказа в приеме можно подтвердить или опровергнуть с помощью должностной инструкции, сравнив ее требования с квалификацией соискателя. Кроме того, инструкции помогают равномерно распределять обязанности между работниками с похожими должностями (например, между главным бухгалтером, его заместителем и простым бухгалтером), избегать дублирования обязанностей.

Комментарии закрыты