РИСКИ ДОГОВОРА ФРАНШИЗЫ ДЛЯ ПРАВОВЛАДЕЛЬЦА

Риски 1. Находка для шпиона
Условия сотрудничества. Нередко правовладелец, помимо разрешения на использование своего товарного знака, вынужден передать пользователю собственные разработки по развитию бизнеса, патенты, промышленные образцы для изготовления специфической продукции, оборудование, специализированное программное обеспечение и прочие ноу-хау.
Как бывает. Вполне вероятно, что франчайзи предпочтет использовать полученную коммерческую тайну не только для ведения бизнеса под вывеской франчайзера, но и для развития параллельной или же конкурирующей компании. Например, размножая и нелегально распространяя полученное программное обеспечение, эксплуатируя оборудование для производства попутных, не предусмотренных договором товаров, или же передавая конкурентам секреты компании-правовладельца.
Возможный выход. Передавая уникальное оборудование, не помешает ограничить доступ пользователя к технической документации. Предоставленное ПО следует защитить от несанкционированного доступа, копирования и размножения программными или техническими средствами. Не стоит раскрывать пользователю полную стратегию развития бизнеса и конкретные маркетинговые или рекламные ходы.

2. Доверяй, проверяй, деньги принимай
Условия сотрудничества. Как правило, кроме объектов интеллектуальной собственности франчайзер предоставляет пользователю в аренду или на условиях лизинга оборудование, необходимое для производства продукции или предоставления услуг.
Как бывает. По окончании (во время действия) договора франчайзинга пользователь может неожиданно исчезнуть вместе с переданными ему материальными ценностями или продать их третьим лицам.
Возможный выход. При заключении договора следует предусмотреть «страховой взнос» франчайзи, адекватный стоимости переданного ему имущества. Эти средства вносятся на особый счет в банке. Деньги возвращаются, если пользователь выполнил все условия договора и вернул франчайзеру оборудование или полностью с ним рассчитался. В ином случае средства переходят к правовладельцу в качестве компенсации за утраченное имущество.

3. Надежность и платежеспособность
Условия сотрудничества. В договоре франчайзинга часто содержится пункт, обязывающий пользователя компенсировать убытки, понесенные правовладельцем по его вине.
Как бывает. Франчайзи, в особенности небольшие сравнительно молодые предприятия с небольшим уставным капиталом и отсутствием ликвидных активов, не располагают средствами, достаточными для компенсации ущерба, причиненного репутации правовладельца. Осознав необходимость компенсировать убытки, пользователь может попытаться в срочном порядке избавиться от активов, имеющихся в его распоряжении.
Возможный выход. Прежде чем заключать договор, следует тщательно проверить репутацию будущего партнера и установить наличие у него ликвидных активов, например, недвижимости. Если франчайзи владеет недвижимостью, стоит максимально затруднить ее несанкционированную продажу. Например, обратиться к нотариусу и в установленном порядке внести активы в реестр имущества, не подлежащего отчуждению.

4. Где деньги?
Условия сотрудничества. Заключая договор, правовладелец, как правило, ожидает увеличения совокупного дохода – от франчайзинговых платежей, стоимости аренды оборудования и оплаты сопутствующих услуг (рекламные и маркетинговые акции, обслуживание оборудования и т. д.)
Как бывает. При неблагоприятном развитии событий пользователь не сможет выплачивать франчайзеру оговоренную сумму. Таким образом, время и усилия, израсходованные на открытие торговой точки, а также обучение пользователя премудростям бизнеса будут потрачены впустую.
Возможный выход. Следует проводить периодический аудит ведения хозяйственной деятельности франчайзи, помогая ему советами. Если плачевное состояние дел объясняется возникновением форс-мажорных обстоятельств, возможно применение гибкой системы внесения франчайзинговых платежей, отсрочки или временного снижения дополнительных выплат с одновременным усилением контроля за работой пользователя.

5. Кадровый вопрос
Условия сотрудничества. Нередко правовладелец оставляет вопросы подбора и обучения персонала на усмотрение пользователя.
Как бывает. Необученный или неквалифицированный персонал, общаясь с клиентами, способен нанести ущерб репутации не только отдельного заведения, принадлежащего франчайзи, но и всей торговой сети, работающей под данной торговой маркой.
Возможный выход. В договоре следует предусмотреть обязательный мониторинг сотрудниками франчайзера нанятого пользователем персонала. Кроме того, имеет смысл включить в контракт пункт об обязательном обучении сотрудников на специализированных курсах, семинарах, тренингах. Расходы на обучение может нести одна из сторон, например, пользователь.

Комментарии закрыты