КАК ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР, КОГДА РЯДОМ НЕТ ЮРИСТА

Перед подписанием любого договора Генеральному Директору лучше всего проконсультироваться с юристом. Однако в штате далеко не каждой компании есть юрисконсульт. Прибегать же к услугам внештатного юриста достаточно накладно, особенно если речь идет о контракте на небольшую сумму.

Если Генеральный Директор заключает договор без юриста, то значит, этот директор либо сам юрист, либо он очень любит рисковать. Известно, что человек часто обращает внимание только на начало договора и его заключительные положения. Опытные мошенники пользуются этим, вставляя невыгодные условия в середину договора. Особенно хорошо прием срабатывает, если договор большого объема. В качестве основного критерия, позволяющего определиться, приглашать юриста для заключения договора или нет, используете коэффициент — отношение стоимости услуг юриста к произведению вероятности наступления неблагоприятного исхода договора на величину возможного ущерба.

То есть не очень верно приглашать юриста для заключения мелкого договора, равно как заключать договор купли-продажи здания без участия юриста.

Что должен содержать договор

Помните: текст договора будут читать не только ваши контрагенты, но и, возможно, сотрудники налоговой инспекции, следственных органов.

Поэтому договор необходимо составить так, чтобы в нем можно было найти ответы на все возможные вопросы.

Необходимо определить следующее:

Вид договора. В этом вопросе законодательство предоставляет вам свободу. Степень детализации условий договора (включение положений о конфиденциальности, порядке разрешения споров и др.).

Перечень вопросов, связанных со спецификой договора и установлением ответственности сторон. На практике при заключении договоров без юриста часто используются так называемые шаблоны, не учитывающие специфики деятельности конкретной организации, предмета сделки и т. п., а также различных норм законодательства. Однако от нюансов формулировок отдельных условий договора могут зависеть принципиальные гражданские и налоговые последствия.

Например, для покупки или продажи здания нужно заключать договор купли-продажи. Договор аренды подписывают, чтобы передать имущество во временное владение и пользование за плату.

Договор подряда заключают, если нужно выполнить работу за вознаграждение (разновидность этого вида договора — договор строительного подряда). Договор возмездного оказания услуг оформляют при оказании платных услуг (например, информационных, рекламных, медицинских, консультационных). Этот договор часто путают с договором подряда, однако у подрядных работ всегда есть конкретный результат, а услуги не имеют так называемого материального выражения (например, результат образовательных услуг — знания).

Договор поручения, договор комиссии, агентский договор — это посреднические договоры. Договор поручения заключают, если Вы хотите поручить кому-то за вознаграждение совершить в Ваших интересах юридические действия (например, представлять Вас в государственных структурах).

Договор комиссии составляют, если Вы хотите поручить посреднику совершить в Ваших интересах какую-либо сделку (как правило, торговую).

По агентскому договору можно оказывать любые посреднические услуги.

Договор займа заключают, если надо передать или взять в долг деньги или имущество (заем может выдать фирма, предприниматель). Если же Вы хотите взять кредит в банке, то заключите с ним кредитный договор.

Как заключить договор

Преамбула

В любом договоре должно быть указано следующее: название, номер, место и дата заключения договора, наименование сторон, его заключающих, а также документы, на основании которых лица будут подписывать договор. На указание места заключения договора следует обратить внимание, особенно если Ваш контрагент находится в другом городе. От этого зависит, суд какого города будет разрешать спор, если он возникнет.

Предмет договора

Предмет договора — это основополагающий раздел документа. Часто предмет договора определяют неясно, что может вызвать нарекания со стороны контролирующих органов. Например, консалтинговые компании часто заключают договор на оказание консультационных услуг обобщенно. Однако именно такие договоры вызывают повышенный интерес со стороны налоговиков. Простой способ избежать проблемы — в разделе «Предмет договора» указать формулировку из соответствующей статьи Гражданского кодекса. Например, понятие договора купли-продажи приведено в статье Гражданского кодекса: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)».

Соответственно предмет договора купли-продажи может выглядеть так: «По настоящему договору продавец обязуется передать токарный станок ВС-357 в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него денежную сумму, определенную в пункте ____ настоящего договора». В этом случае ни одна из контролирующих инстанций не сможет предъявить Вам претензии.

Термины и определения

В этом разделе договора приводятся определения специальных терминов. Например: «Под термином «текущий ремонт» в дальнейшем понимаются ремонтно-отделочные работы в помещениях, а также переоборудование помещений, не затрагивающие несущих конструкций здания и не связанные с перекладкой инженерных коммуникаций». Несмотря на кажущийся формализм, предусмотреть такой пункт в договоре надо. Это позволит избежать недоразумений. Вполне может быть, что Вы, заключая договор на проведение текущего ремонта, имели в виду переоборудование помещений, а исполнитель подразумевал только отделочные работы.

Права и обязанности сторон

Раздел договора, посвященный правам и обязанностям сторон, — самый объемный. Он значительно различается в зависимости от сделки (так, будут существенно отличаться права и обязанности сторон в договорах поставки и хранения). Гражданский кодекс регламентирует основные права и обязанности сторон, но, заключая договор с конкретным партнером, Вы можете внести дополнительные положения.

Например, договор поставки должен содержать в себе такие условия: порядок поставки товаров, восполнение недопоставки товара, ассортимент товара, наименование тары и упаковки, последствия поставки товаров ненадлежащего качества и т. д.

Стоимость и порядок расчетов

Условия платежей требуют тщательно разработанных формулировок: любая неточность может привести к финансовым потерям. Очень внимательно нужно подходить к определению момента платежа. Здесь возможны два варианта: Момент платежа — день списания денежных средств со счета покупателя. Данный вариант будет весьма выгоден, если Ваша компания — покупатель, поскольку Вам не нужно ждать, когда деньги поступят на расчетный счет поставщика. Момент платежа определяется как день поступления денежных средств на расчетный счет поставщика. Данный вариант лучше предусмотреть в договоре, если Ваша компания является как раз поставщиком.

Риска появления дебиторской задолженности в данном случае нет — Вы отправите товар, только получив деньги на свой расчетный счет. Договором могут быть предусмотрены разные формы расчетов: предоплата, последующая оплата (товарный кредит), оплата путем встречных поставок и др. При установлении в договоре условий, предусматривающих отсрочку платежа, нужно оговорить все условия предоставляемой отсрочки, в том числе способ и график погашения, гарантии платежа.

При расчетах наличными деньгами следует иметь в виду, что сумма расчетов наличными по одной сделке между юридическими лицами регламентируется законодательством и не может превышать установленного лимита. 

Ответственность сторон

В разделе об ответственности сторон контрагенты должны согласовать применение штрафных санкций и иной ответственности за неисполнение условий договора (несвоевременная поставка, просрочка оплаты и др.). Опыт показывает, что далеко не все компании тщательно прорабатывают данный раздел договора, ограничиваясь ссылкой на нормы Гражданского кодекса.

Однако лучше данный вопрос согласовать заранее и как можно подробнее прописать в договоре. Иногда партнеры, не желая передавать споры по исполнению договора на рассмотрение суда, вносят в свое соглашение условие: «Стороны отказываются от обращения в суд». Однако помните, что это условие будет ничтожным, даже если обе стороны согласны с такой формулировкой, поскольку никто не может быть лишен права на обращение в суд за защитой своих интересов.

Порядок разрешения споров

Условия договора, устанавливающие порядок урегулирования споров и место рассмотрения споров (определение судебного органа), имеют большое значение. В договоре можно установить сроки направления и рассмотрения претензий и иных документов по спорным вопросам, предусмотреть меры обеспечения исполнения обязательств по договору.

Если договором предусмотрен досудебный претензионный порядок рассмотрения споров, то не выполнившая данное условие сторона может дорого заплатить за игнорирование этого пункта. Так, при обращении организации в суд за защитой своих прав он может не принять исковое заявление к производству, так как не был исполнен соответствующий пункт договора.

Как фиксировать нарушения обязательств партнером

Стороны-участники договора часто допускают такую ошибку, как решение спорных вопросов в устной форме (по телефону, путем проведения переговоров и т. п.). В этом случае при составлении претензии или искового заявления в суд организация не сможет представить соответствующие доказательства (передачи товара, оказания услуг, достижения договоренности по какому-либо вопросу).

Поэтому передачу другой стороне любых предложений, претензий, актов и других документов следует фиксировать письменно. Свидетельством получения другой стороной направленных документов может быть отметка должностного лица организации о получении или канцелярский штамп организации о приеме документа, а также почтовая квитанция с уведомлением о вручении письма.

Чем больше письменных доказательств Вы будете иметь, тем легче будет отстаивать свои права в суде.

Срок действия договора

Срок начала действия договора может не совпадать с датой заключения, указанной в преамбуле, или может быть обозначен датой наступления какого-либо события. Дата окончания договора также может быть или зафиксирована в договоре, или связана с наступлением какого-либо события. Например: «Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до окончания взаимных расчетов по нему».

Заключительные положения. Корректировка договора

В итоговом разделе, как правило, определяется количество экземпляров договора и их статус, порядок внесения изменений в договор, перечень приложений к договору. Если при подписании договора были допущены ошибки, то можно: составить новый документ; подписать дополнительные соглашения (протокол) о внесении необходимых корректировок в основной договор.

Исправленный договор будет иметь силу с даты подписания такого соглашения (постановления, протокола) или с даты, указанной в самом соглашении.

Реквизиты и подписи сторон В

 данном разделе договора надо обращать внимание на два важнейших момента: правомочность подписей сторон и полнота указанных реквизитов. Однако, как показывает практика, стороны уделяют этой части договора недостаточно внимания.

Как заключить договор без ошибок

Самые распространенные ошибки, допускаемые при заключении договора без юриста: Договор подписан не тем лицом, которое указано в преамбуле.

В преамбуле договора указывают Ф. И. О. лиц, которые заключают договор от имени юридических лиц, и документы, на основании которых они действуют (например, устав, доверенность и т. п.). Однако на последней странице договора (где ставят подпись и печать) Ф. И. О. и должность лиц, подписавших договор, часто не соответствуют Ф. И. О. и должности, указанным в преамбуле договора.

В этом случае договор с организацией будет считаться незаключенным, так как он подписан неуполномоченным лицом.

Договор заключен по факсу или по электронной почте. Достаточно часто компании (например, находящиеся в разных городах) заключают договор, обменявшись документами по факсу или электронной почте.

Однако в случае недобросовестности контрагента доказать, что договор был заключен таким способом, весьма сложно. Законодательством не предусмотрено строгое прикрепление номера телефона, факса и электронной почты к какой-либо организации.

Можно порекомендовать вписывать в договор адреса электронной почты, по которым может быть получена значимая для контрагентов информация, а при доказывании — ссылаться на пункты договора. Еще лучше договориться с партнерами, что каждый документ, переданный по факсу или электронной почте, впоследствии будет высылаться Вам обычной почтой. Таким образом, у Вас всегда будут оригиналы документов.

Кто уполномочен подписывать договор

Договор может подписать тот, кто имеет такое право по уставу, по доверенности или по закону. Если договор подписан Генеральным Директором, действующим на основании устава, необходимо запросить у контрагента копию приказа о назначении руководителя и копию устава. Если в договоре стоит подпись заместителя Генерального Директора, коммерческого директора или другого лица, действующего на основании доверенности, нужно убедиться, что данный человек действительно уполномочен на подписание договоров.

Обратите внимание, что право подписи любых документов от имени организации имеет непосредственно Генеральный Директор.

При необходимости в договоре (например, в разделе «Права и обязанности сторон») можно указать лицо, которое будет осуществлять все действия, связанные с исполнением договора, оговорив его право подписывать соответствующие документы (акты выполненных работ, накладные и т. п.).

Читая договор, обращайте особое внимание на условия, которые изложены непонятно, имеют двоякое толкование. Не надейтесь на добрые отношения с партнером. Бизнес порой устанавливает свои жесткие законы, поэтому все договоренности отражайте в тексте договора, а при возможности все-таки обращайтесь к юристам.